Давайте определимся с терминологией. Есть оффер, есть УТП (уникальное торговое предложение) и есть позиционирование.
В чем разница?
Оффер (он же акция или спец предложение) — это временное предложение, которое делает товар или услугу более привлекательной в глазах клиента и может меняться хоть каждую неделю. Все акции — это офферы. Например:
- 2 пауча по цене одного;
- при заказе большого пакета корма БЕСПЛАТНАЯ доставка;
- только до конца недели — скидка на домики для кошек 30%.
Уникальное торговое предложение — способ «отстройки» от конкурентов на рынке. Ответ на вопрос, чем компания принципиально отличается от других таких же компаний и почему должны покупать именно у нее, а не у конкурентов.
Помимо «отстройки» в идеале УТП должно еще:
- Отвечать на реально существующую проблему или потребность
Например: если производитель кошачьих когтеточек использует для их производства супер экологичный и максимально безопасный, но более дорогой материал, а большинство покупателей устраивает имеющийся на рынке более дешевый аналог, то «проблема уже у производителя».
- Быть выражено количественно
Это не всегда возможно сделать, но как минимум стоит попытаться. Сравните: «Наш корм более питательный» VS «Наш корм усваивается на 30% лучше за счет уникальной технологии обработки сырого мяса». Второй вариант звучит более убедительно (особенно если можно добавить доказательство в виде, например, исследования).
В отличие от оффера, УТП — относительно постоянно. Оно может меняться, но это долгий процесс, который в числе прочего включает исследования рынка.
Проблема в том, что большинство покупателей, как правило, понимает в качестве продукта сильно меньше, чем продавец. Важно помнить об этом и учитывать, что маркеры качества для потребителя могут сильно отличаться от действительности.
Пример: парадокс Pepsi.
Описание можно прочитать
по ссылке Позиционирование — это более объемный термин, который обозначает то, что именно думают о компании или продукте его потребители. По сути, это создание легенды или стереотипа о компании в голове у людей. То есть УТП может существовать и «отдельно» от покупателя и влиять на процесс принятия решения только в момент принятия решения о покупке. А позиционирование — это то, что люди думают о товаре или бренде. Примеры:
- Автомобили Toyota — самые надежные.
- PlayBoy — журнал только для мужчин.
- Туалетная бумага Zewa — самая мягкая.